Navigation Menu

Interview: Dasha Samkovich (I AM)




Думаю, бренд, которому посвящена сегодняшняя публикация, не нуждается в дополнительном представлении, так как уже занял свое место на арене российской дизайнерской одежды.
I AM – это молодой бренд одежды, популяризирующий универсальные, стильные вещи для жительниц больших городов.
Создателем и дизайнером бренда является Даша Самкович, у которой я и взяла интервью, чтобы познакомить вас ближе с идеалами и самопозиционированием бренда.
С Дашей мы поговорили о ее дизайнерской деятельности, сильных и слабых сторонах российских фешн-брендов и планах по развитию марки I AM на будущее.

Today I’d like to introduce to you Russian fashion brand ‘I AM’. It creates stylish, original clothes for confident, active women living in a big city.
I interviewed its’ founder and designer Dasha Samkovich to get to known her brand more closely. Particularly, to find out its’ strengths and weaknesses, the brand’s key concept and plans for the future.

Мария Татарская: Насколько я знаю, Ваша бабушка владела сетью советских ателье, а родители занимались текстильной промышленностью. Скажите, делились ли они с Вами опытом? Дали ли советы, которые пригодились в Вашем собственном бизнесе?
Даша Самкович: Я бы сказала, что скорее получила от них  любовь и интерес  к моде. Что касается моего будущего бизнеса, то я с ними мало советовалась.

МТ: Вы закончили Лабораторию Моды Славы Зайцева. Как Вы находите уровень дизайнерского образования в России?
ДС: Обучение в Лаборатории, несомненно, дало мне хороший опыт и знания. Образовательная программа была в первую очередь направлена на развитие творческого потенциала, но современная мода – это не только творчество, это и бизнес, маркетинг, стратегия, которым нас не учили.

МТ: Что было самым сложным в создании собственного бренда?
ДС: Изначально сложностей было не так много: экспериментальные коллекции, маркеты. Можно сказать, что все шло само собой. А вот переход от проекта к серьезному бренду оказался очень сложным: создание сайта, брендинг, организация структуры производства и сбыта.

МТ: Было ли у Вас желание развиваться в рамках уже существующего модного бренда после обучения, или Вы изначально стремились создать свой бренд?
ДС: Изначально мой план был - создать коллекции для портфолио и с ними уже идти устраиваться в Модый Дом, но, как видите, все сложилось иначе.
I AM, F/W 2013/2014

I AM, F/W 2013/2014

МТ: На данный момент у «I Am» существует несколько линий. Думаете ли Вы о расширении этого пула и создании новых?
ДС: Скорее наоборот. Несколько линий, существующих в рамках бренда «I Am», как мне кажется, путают клиентов. Как таковой необходимости разветвления главного бренда на линии нет, скорее я планирую сосредоточиться на создании коллекций в рамках одной основной линии бренда.
Если говорить о расширении сфер деятельности бренда, то я начинаю задумываться о запуске отдельного бренда, для которого можно было бы создавать более люксовые и дорогие вещи. Также меня все чаще посещают мысли о создании мужской лини, но пока это только в разработке.

МТ: Что для Вас самое трудоемкое в создании коллекции: концепция, построение лекал или, быть может, что-то другое?
ДС: В России самое трудоемкое в этом процессе – это подбор тканей для будущей коллекции. Если говорить о закупках материала у фабрик напрямую, то тут возникают сложности с тиражом, ведь для того, чтобы было выгодно закупаться напрямую у фабрик, нужно формировать крупные заказы, иначе все это становится бренду крайне невыгодно.
Вторым сложным для меня моментом является необходимость следить за тем, чтобы все модели были одинаково покупаемы и коммерчески успешны. Мои коллекции скорее заточены под вкусы клиента, это не пространство для моего самовыражения. Мне важно уловить  и не переступить эту тонкую грань между дизайнерской и коммерческой одеждой. Все-таки «I Am» - это именно коммерческая одежда.
И, конечно, сложно делать все к сроку.
I AM, F/W 2013/2014

I AM, F/W 2013/2014

I AM, F/W 2013/2014

I AM, F/W 2013/2014

МТ: Что для Вас, как для дизайнера, самое интересное и приятное в работе?
ДС: Пожалуй, это работа с уже готовой коллекцией – последние примерки, правки, съемка лукбука.

МТ: Что для Вас значит «мода»?
ДС: Крайне сложно дать определение такому объемному понятию. Есть высокая мода, есть уличная. Для меня же мода – это одежда и среда, в которой я работаю.

МТ: Какими достижениями бренда Вы особенно гордитесь?
ДС: Я горжусь тем, чем на данный момент является наш бренд: он стал самоокупаемым, мы продаемся в лучших универмагах в Москве, бренд стал узнаваемым. Это радует тем более, что мы добились всего этого самостоятельно, без связей. Я испытываю гордость за проделанную работу, но при этом, как истинный перфекционист, я все равно до конца не удовлетворена некоторыми моментами деятельности бренда.

МТ: Вы часто употребляете как ориентир и цель «европейское качество», «европейский уровень». На мой взгляд, по стилю, Ваши коллекции максимально соответствуют тому, что будет востребовано в Европе. А что эти категории значат для Вас?
ДС: Для меня «европейский уровень» - это, прежде всего, сочетание цены и качества изделия, выпуск продуманных коллекций, качественное ведение работы непосредственно внутри компании, создание качественных материалов в виде лук буков, рекламных компаний и т.д., грамотное позиционирование на рынке.
Я отношусь к своей работе не только как дизайнер, но и как руководитель бизнеса. В современном мире не достаточно просто создать красивую коллекцию, важно грамотно ее позиционировать, используя все доступные виды коммуникаций и связей с общественностью. Для меня все это и есть «европейский уровень» и качественный подход.
В России чаще всего все делается по-другому: организовать показ, собрать тусовку, продать вещи светским девушкам по очень заниженным ценам, в то время, как в магазине вещи весят по цене, в разы большей. Это совершенно не наш формат. Мы пристально следим, чтобы во всех точках продаж оставались одинаковые цены, для нас важно, чтобы все было стандартизировано.

МТ: Согласна с Вами. Внедрение европейского подхода может качественно выделить бренд из конкурентной среды. Ведь действительно, многие российские бренды развиваются скорее спонтанно, нежели продуманно. Какие подходы Вы планируете ввести в ближайшем будущем?
ДС: В первую очередь грамотное формирование коллекций (матрицы коллекций) – это, грубо говоря, соотношение юбок, брюк, блуз. Это важно делать осознанно, чтобы подстраховаться от ситуации, когда некоторые вещи из коллекции раскупаются огромными тиражами, в то время как другие не оказываются настолько востребованными. Важно, чтобы каждая вещь в коллекции была одинаково интересна покупателю. Также важно, чтобы все вещи в коллекции были одновременно разными и, в то же время, прекрасно сочетались друг с другом. Это важно держать в голове уже на этапе выбора ткани.
Также хотелось бы больше внимания уделять мерчендайзингу, развеске коллекций.

МТ: На данный момент, какова география бренда? Где можно приобрести одежду «I Am»?
ДС: Россия, Белоруссия. И мы отправляем покупки по всему миру. Также были предложения о выходе на американский и европейский рынки, но я не считаю, что мы уже поднялись до этого уровня, поэтому нужно будет еще постараться.

МТ: За счет чего ценовая политика Вашей марки остается демократичной и приемлемой?
ДС: Благодаря грамотному подбору тканей, производств, грамотному составлению коллекций. Мы не делаем сложных и ненужных обработок. И все-таки наличие тиража также помогает добиться этой цели, это значительно влияет на итоговую цену.

МТ: У Вас уже был опыт коллаборации с российскими дизайнерами. Какие впечатления от этого остались? Планируете ли Вы подобные проекты в будущем?
ДС: Впечатления неплохие, потому что коллаборации – это всегда возможность попробовать новое направление в дизайне, это интересно. В дальнейшем я не планирую повторять этот опыт, так как на данный момент не вижу интересного дизайнера, с которым хотелось бы посотрудничать. Я скорее планирую делать небольшие коллекции в содружестве с российскими стилистами, it-girls.

МТ: Если говорить о Вашей личности, то какое качество Вы бы назвали главным?
ДС: Пожалуй то, что я – перфекционист.

МТ: Каким российским и зарубежным брендам Вы симпатизируете?
ДС: Мне нравится Кирилл Гасилин, в моем гардеробе также есть вещи этого бренда, Viva Vox, у которых я проходила практику. Нравится творчество Bohemique, Ульяны Сергеенко. В плане регулярной носки я отдаю предпочтение французским брендам среднего ценового диапазона: Maje, Sandro, IRO.
I AM, F/W 2013/2014

I AM, F/W 2013/2014

I AM, F/W 2013/2014

I AM, F/W 2013/2014

I AM, F/W 2013/2014

МТ: Применяете ли Вы общие актуальные тенденции при создании своих коллекций?
ДС: Естественно. Правда, подиумные тренды – для потребителя, а для производителя существуют трендовые агенства, которые исследуют современную жизнь, основные направления, интересы, фиксирующие тренды на ткани, цвета, фасоны на несколько лет вперед. Они формируют трендбуки, которыми пользуются производители одежды. Поэтому и получается ситуация, когда вдруг у всех брендов в летней коллекции есть неон. Для каждой сферы создаются свои трендбуки, и я Вас уверяю, каждый бренд пользуется этой информацией при создании новых коллекций. Нельзя быть вне этого.

МТ: Мода как искусство. Интересно ли Вам направление haute couture? Думали ли Вы о создании таких вещей?
ДС: Честно - нет. Это отдельное серьезное направление, на данный момент для меня просто нереально этим заниматься. Сегодня я скорее задумываюсь о создании одежды более высокого уровня, качества и, соответственно, ценового сегмента.
Мы уже пробовали это направление, создавая лимитированные коллекции из дорогих тканей. Платье такой категории стоит двадцать-тридцать тысяч рублей. Я вижу, что спрос есть, и мне интересно это направление. Поэтому, быть может, в ближайшем будущем начнем активно работать и в этом векторе, но в любом случае, это не haute couture, a prêt-a-porte.

МТ: Есть ли у Вас советы, которые Вы могли бы дать молодым начинающим дизайнерам?
ДС: Мой главный совет будет слегка скептическим: «Забудьте о том, что Вы делаете искусство! Мода как искусство существует только в формате haute couture и творчестве больших Модных Домов!»
Важно понимать, что дизайнер в первую очередь создает одежду для людей. Дизайнеру необходимо  развивать себя в плане конструкторского мышления, создания конкретной вещи, продумывания ее утилитарности. Важно понимать, что, если изначально мода кажется красивой и притягательной сферой, то, по факту, дизайнер часто сталкивается с необходимостью работать, практически, как инженер.

Вдохновение, творческое развитие – это прекрасно, каждый дизайнер стремится к этому. Но начиная всерьез заниматься дизайном одежды, нужно четко понимать и разбираться и в других важных моментах, которые могут быть скрыты от поверхностного взгляда.

Follow @ maria_tatarskaya