Navigation Menu

Sharing Experience: Fashion Education in Russia


В этом году я стала выпускницей Британской Высшей Школы Дизайна по курсу "Коммуникации в индустрии моды" или, проще говоря, "Fashion Communication."
Я прошла долгий путь, начиная с мук выбора учебного заведения, самого процесса поступления, бесконечных метаний "нравится-не нравится", и -таки получила заветный красный диплом и второе высшее образование.
А так как меня довольно часто просят поделиться впечатлениями от Школы и формата обучения по столь новому для нашей страны направлению, я решила описать все максимально подробно в своем блоге.

As some of you may know, I've recently got my diploma in"Fashion Communication" programme in British Higher School of Art and Design. In this post, I'd like to share with you my experience of the programme and my thoughts on fashion education in Russia in general.


Интерьер Британской Высшей Школы Дизайна
Начать хотелось бы с того, что я ни в коем случае не претендую на объективность, а лишь делюсь собственным опытом.
Итак,
Приступив к поискам подходящей образовательной программы и учебного заведения, я поняла, что формат российского fashion образования делится на два типа: недельные/месячные курсы (непродолжительная программа обучения с вручением сертификата) и годичные программы (формат дополнительного высшего образование с вручением государственного диплома). 
Поскольку мне хотелось более основательного подхода и диплома, мой выбор сузился до двух учебных заведений: Центра MBA при МГУ (программа "Теория Моды") и Британской Высшей Школы Дизайна (программы "Fashion Business", "Fashion Communication" и "Fashion Styling").
Интерьер Британской Высшей Школы Дизайна

Интерьер Британской Высшей Школы Дизайна

Мой выбор пал в пользу Школы из-за насыщенной учебной программы, которая обещала:
  1. европейский формат обучения
  2. идеальные условия для учебы и самообразования: техническая оснащенность, библиотека, мастер-классы и приглашенные спикеры
  3. интересные профильные стажировки
  4. получение многократного опыта работы с реальными проектами известных брендов
  5. преподаватели - ведущие специалисты индустрии
Так как моим основным желанием было развитие в сфере fashion-журналистики, то выбор программы пал на "Fashion Communication"/"Коммуникации в индустрии моды", которая как раз и была нацелена на подготовку будущих журналистов и PR-специалистов.
Диплом Британской Высшей Школы Дизайна; Выпуски журнала "Fashion Collection"

А теперь делюсь своими впечатлениями по порядку.
1. европейский формат обучения - соответствует ожиданиям

Так как я училась в России (экономика) и в Голландии (маркетинг), то мне было, с чем сравнивать. В Школе ничего общего с "совком", который я периодически наблюдала во время обучения в российском ВУЗЕ, я не заметила.

2. идеальные условия для учебы и самообразования: техническая оснащенность, библиотека, мастер-классы и приглашенные спикеры - не вполне соответствует ожиданиям


Если IT-услугами Школы я не особенно пользовалась, то в библиотеке Британской Высшей Школы Дизайна провела несчетное количество часов и не успела изучить даже половины заинтересовавших меня книг. Подборка здесь просто потрясающая, есть действительно редкие издания и, что примечательно, большинство литературы по моему профилю были на оригинальном языке - английском. А это значит, что с типичными огрехами, характерными для русского перевода, студенты не сталкиваются. 
Здесь разочаровало только то, что в Школе не продуманы условия для выпускников. Я бы с огромным удовольствием продолжала пользоваться ресурсами библиотеки и сегодня, но Школа разрешает выпускникам только прийти и полистать книгу в читальном зале, что звучит абсурдно. Какой успешный выпускник (а мы исходим из убеждения, что выпускники Школы должны быть успешными), может позволить себе проводить часы в будние дни в читальном зале?! Большой вопрос, не правда ли?
Интересных и профильных для нашего курса мастер-классов и выступлений спикеров за год было около двух. Судите сами, но мне показалось мало.

3. интересные профильные стажировки - соответствует ожиданиям

В процессе обучения нас ждали различные профильные стажировки. Но у каждого из нас итоговый набор получился свой. Я, например, прошла стажировку в качестве пиар-специалиста на Mercedes-Benz Fashion Week Russia, выставке CPM-Moscow и, что стало самым ценным и интересным для меня, получила опыт публикаций своих текстов в глянцевом журнале Fashion Collection. 
Думаю, такая разноплановая подборка профильных стажировок помогает студентам посмотреть на российскую индустрию моды изнутри и понять тот этап развития, на котором она находится в данный момент.
Стажировка на выставке CPM Moscow

Стажировка на Mercedes-Benz Fashion Week Russia; студенты с Ириной Каримовой

Стажировка на выставке CPM Moscow

4. получение многократного опыта работы с реальными проектами известных брендов - не соответствует ожиданиям

Если говорить об обещанной плотной проектной работе с реальными брендами, то тут возникает большой вопрос - была ли она? Потому что я ее не наблюдала. У нас действительно было несколько предметов, где мы объединялись в группы и разрабатывали проект для какого-то бренда, например, PUMA. Но по факту все останавливалось на теории. Мы общались с представителями бренда, разрабатывали свой проект-предложение, который оценивали представители бренда. И все! Никакой последующей реализации и, уж тем более, нашего участия в реализации созданного проекта. Мое мнение такое - когда все начинается и заканчивается лишь теорией, то это не особо полезно и наглядно. Все-таки именно в этом вопросе практически все студенты ждали "максимального погружения", а не бесконечного обсуждения всевозможных теоретических моментов организации мероприятия, например.

5. преподаватели - ведущие специалисты индустрии - соответствует ожиданиям

Очень весомый плюс Школы - это, конечно, преподаватели. Здесь я вкратце расскажу только о тех, кто оказал на меня наибольшее влияние.

1. Ирина Каримова (руководитель fashioneducation.ru)  в течение всего года закладывала в наши головы основы журналистики и пиара в сфере моды. Именно благодаря ей у меня наконец сложилось четкое понимание того, что такое "хорошо", а что такое "плохо" в сфере PR.
В рамках своего второго предмета - "Журналистика в сфере моды" - Ирина помогла мне выработать свой стиль написания статей и получить столь желанный опыт публикаций в глянце - свои материалы, опубликованные в журнале Fashion Collection, я до сих пор бережно храню и считаю достижением.

2. Андрей Якоби (основатель/директор Real Profit Group) - яркий пример предпринимателя в российской индустрии моды. Он во главе своей компании открывает шоу-румы, запускает журналы, организует мероприятия, продвигает российских дизайнеров. В общем, ему можно задать любой вопрос о ведении бизнеса в современной российской индустрии моды, и он даст исчерпывающий ответ.

3. Без лекций Дарьи Ядерной (бизнес-консультант в индустрии моды, управляющий директор Esper Group) по управлению проектами, боюсь, у нас так и не сформировалось бы видения и понимания того, как должен принимать взвешенные решения грамотный специалист в индустрии моды. Дарья учила нас важному навыку - умению свести к минимуму риски по запуску и реализации нового проекта в сфере моды, тщательно продумав все детали.

4. Алена Арефьева (искусствовед, историк моды) отвечала за прекрасное - историю моды, к которой я так жаждала прикоснуться. Именно Алена помогла слить воедино в нашем сознании отдельно взятые книги, фильмы, публикации и эпохи, создав в голове гармоничную, структурированную картину истории моды. 
Happy face; с Андреем Якоби на церемонии вручения диплома

Если подвести итог, то три пункта из обещанных пяти соответствуют ожиданиям, что очень даже неплохо для столь молодого формата российского образования в сфере моды.
В завершении обзора, я хотела бы поднять еще один важный момент - Бонусы для Выпускников.Во всем мире, а уж тем более, в известных и престижных школах и ВУЗах, идет кропотливая работа со стороны учреждения по отношению к собственным выпускникам. Если говорить про различные MBA, то ВУЗы и "заманивают", и "продают" свои образовательные услуги именно тем, что проявляют большое участие в дальнейшем трудоустройстве студентов, "сводя" их с представителями индустрии. Этот формат общения в БВШД называется Клуб Выпускников
Карта Клуба Выпускников Британской Высшей Школы Дизайна

В России же, к огромному, сожалению, "дружба" чаще всего заканчивается вручением студенту столь желаемой "корочки". А дальше - делай, что хочешь, ВУЗ не заинтересован в будущем "козырять" своими успешными выпускниками. А зря!
Так, от Британской Высшей Школы Дизайна я ждала как раз западного подхода в вопросах организации Клуба Выпускников. Но по факту, врученная мне карточка Клуба обещает только скидку на пользование услугами и продукцией партнеров Школы. На этом все контакты и общение с выпускниками со стороны Школы оборвались. Никаких знакомств с представителями индустрии - брендами, компаниями, агентствами - нам не предоставили. Грубо говоря, получив диплом и обновив резюме, я по-прежнему не понимаю, куда его отправлять, и кому я как сотрудник могу быть интересна и в какой области востребована. И здесь, смею добавить, мое личное мнение полностью совпадает со мнением моих сокурсников.
В итоге, хочется надеяться на то, что нам и предыдущим выпускам удастся "пробиться" самостоятельно, а для будущих студентов будут-таки сформированы более грамотные условия, когда не "каждый сам по себе", а Школа и ее выпускники находятся в непосредственном контакте и помогают друг другу.

Я поделилась с вами своими впечатлениями и, резюмируя, скажу, что, на мой взгляд, система образования в нашей стране в сфере моды находится лишь на начальном этапе своего развития. Да и сама последующая работа в этой сфере вскрывает молодость российской индустрии моды и неопытность многих ее работников. Но из сезона в сезон лично я наблюдаю постепенный профессиональный рост и формирование основ для дальнейшего развития индустрии в нашей стране. Надеюсь, это станет стимулом для успешного появления новых компаний, брендов, качественных и оригинальных мероприятий.
На вопрос "Пошла ли я бы снова учиться по этой программе?", я бы точно ответила - "да". У каждого выпускника, уверена, есть свои мотивы и результаты. Для себя я вынесла несколько важных уроков и, несомненно, приобрела необходимые для журналиста и пиарщика навыки, понимание современной ситуации на рынке.

И, конечно, новые знания и бесконечные порции вдохновения миром моды, погружения в него, как мне хочется верить, не пройдут мимо и обязательно пригодятся.
А стоит ли на себе испытать плюсы и минусы российского образования в сфере моды - решать вам. Но я искренне считаю, что любое образование - это благо. И, если есть возможность, им обязательно надо пользоваться.

Follow @ maria_tatarskaya